Вопросы и ответы

 

        У меня никак не складываются отношения с моим ребенком. Он совсем не слушается, часто грубит, доводит меня до слез, а потом уходит из дома. Что делать?

 

         Вы не указали возраст своего ребенка, но это и неважно, поскольку существует некоторые общие правила общения с ребенком, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком окажутся бесполезными. Главное из них – это безусловное принятие.  Принимать ребенка – значит любить его не за что-то (хорошо учится, чистюля, помощник и т.д.), а за то, что он есть.

          Часто можно слышать от родителей обращение к ребенку: «Если не будешь слушаться (грубить, драться, есть кашу …), то я тебя не буду любить». В данной фразе ребенку сообщается, что его принимают условно, что любить можно за что-то, что любовь нужно «заслужить», «купить». Это отношение внедряется в сознание ребенка и у ребенка может сложиться мнение о себе, как о человеке плохом, неудачливом, никчемном и постепенно он сам начинает верить в это и поступать соответственно. С другой стороны, он начинает чувствовать себя ненужным, отвергнутым, нелюбимым и это может проявиться в желании отомстить за подобное отношение. Я думаю, что Вы знаете и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится.  

          Сообщайте почаще ребенку как он вам дорог, нужен, любим приветливым взглядом, ласковым прикосновением. Иногда достаточно просто положить ребенку руку на плечо, погладить по голове, сказать: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Я люблю когда ты дома». Семейный терапевт Верджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка не менее четырех раз в день. Такое отношение питают ребенка эмоционально, помогая в психическом развитии. Если он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, эмоциональная холодность по отношению к вам. Трудно любить того, кто тебя не любит

           Уходит ребенок из дома потому, что ему невыносимо видеть страдания другого, близкого ему человека, чувствовать себя виновным; для него непереносимо также ожидание скандала, а возможно и наказания.

          

 Я слышала, что имя человека влияет на формирование его личности. Так ли это? 

         Имя безусловно оказывает влияние на личность ребенка. Ребенок считает, что он родился со своим  именем, а родители просто «угадали» его В зависимости от того, как произносится имя ребенка, у него развиваются определенные личностные качества. В соответствии с нежным произнесением имени у ребенка складываются мягкие черты характера (Лешенька, Женечка, Вовочка, Оленька), что одинаково относится как к девочкам. так и к мальчикам. При более жестком звучании имени (Алексей, Евгений, Владимир, Ольга) формируются жесткие «мужские» качества – мужество, смелость, дисциплинированность, официальность. При назывании ребенка, особенно в раннем возрасте, нарицательными именами, подчеркивающими половую принадлежность, способствует развитию этих качеств. Когда мальчику часто говорят «Ты у нас мужчина», при вопросе «Как тебя зовут?» ребенок двух лет отвечает «Мужчина» и протягивает руку для пожатия. Он серьезен, строг. Девочке нужно почаще говорить: «Красавица, принцесса» – быстрее развиваются чисто женские черты характера, кокетство, чувство уверенности в своем обаянии (особенно, если это говорит папа, который для девочки является образцом мужского начала).

           Называние интимными ласковыми именами всегда связывается с образом того, кто это говорит (для мамы ребенок - «Солнышко»,  для бабушки - «Воробышек»). В дальнейшем это создает базу для подобного ласкового отношения со значимыми для него людьми, своими детьми, партнерами по браку, является основой для счастливого супружества («Ласковое слово и кошке приятно»).

         Называние ребенка по фамилии обезличивает, создает дистанцию отчужденности, придает отношениям официальный характер.

         Все, что имеет отношение к имени ребенка, приобретает для него особый смысл: литературные герои, окружающие люди, носящие такое имя, как он сам. Ребенок им начинает непроизвольно и неосознанно им подражать, приобретать некоторые качества данного человека.

 

 

Мой ребенок очень упрямый и капризный. Как с этим бороться?

                   Капризы и упрямство имеют разные психологические корни. Причиной капризов является переутомление нервной системы. К переутомлению приводят: 1. неблагоприятные физические условия: ребенку жарко (например, надето много одежды не по погоде), холодно, хочется есть, спать. 2. Физиологические причины: хронические заболевания (банальный  насморк может быть такой причиной – при затрудненном дыхании все силы уходят на поддержание нормального дыхания, а это, в свою очередь, приводит к переутомлению), начало болезни ( ребенок еще не осознает, что он заболевает, а организм уже работает в «повышенном» режиме, вызывая быстрое утомление),  состояние после болезни. 3. Педагогические причины: а) неодинаковость предъявляемых требований со стороны разных людей или одного из родителей, когда за один и тот же поступок ребенка то наказывают, то хвалят. Создается внутреннее напряжение – ребенок находится постоянно в стрессовой ситуации ожидания. б). Супердавление на ребенка, требование беспрекословного подчинения.  в) Пренебрежение ребенком, отсутствие должного внимания со стороны взрослых, скупое проявление к нему любви. г) Неточность и нечеткость предъявляемых претензий («Иди займись чем-нибудь», «Сделай что-нибудь», «Поиграй во что-нибудь»).

             Капризы присущи всем детям в любом возрасте и,как мы видим, возникают при неблагоприятных условиях воздействия. Бороться с ними не нужно. Следует устранить причину, вызывающую переутомление нервной системы, и капризы пройдут сами по себе.

           Упрямство свойственно не всем детям, а лишь тем, у кого рано развилось чувство собственного достоинства. Упрямство – это одна из форм психологической защиты ребенка от унижения, оскорбления или от угрозы этого  унижения.  Упрямство проявляется у  детей, у которых рано пробудилось чувство собственного Я, которое они и пытается защитить от разрушения. Упрямство является частым явлением в подростковом возрасте, где особенно ярко проявляются эти качества. Бороться с упрямством бесполезно. Необходимо поменять способы воздейс твия на ребенка. Прежде всего, увидеть в нем человека равного себе, уважать его мнение, дать ему право на ошибки (мы учимся только на своих ошибках), помогать ему находить пути решения его проблем, понимать значимость этих проблем для ребенка.