РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДЕРЕВЯННЫМ ЗОДЧЕСТВОМ РОДНОГО ГОРОДА

        В век автократического взгляда на мир образовательный процесс в большей степени направлен на развитие интеллекта подрастающего поколения. В то время как глубины его собственного духовного мира остаются для него загадкой. Прогресс цивилизации и науки не идентичен культурному развитию, культура включает в себя также нравственные, эстетические, религиозные измерения и составляет самостоятельный и активный пласт в жизни человека и общества в целом [2].

В таком ключе, приобщение ребенка к ценностям цивилизованного мира принято рассматривать не как самоцель, а как средство воспитания культурного человека. Ведь именно культура сохраняет народ в период глубоких социально-экономических кризисов, упадка и преобразований. Радикально меняются люди, но эти изменения состоят в коренном преобразовании их социальной сущности, что же касается культурной специфичности, этничности, то она в главном и основном сохраняется [8].

Известно, что эстетическое отношение к действительности, рассмотренное с позиции активности субъекта, является основополагающим началом в его всестороннем развитии (Ю.Б.Борев, А.И.Буров, В.В.Бычков, В.В.Ванслов, Н.И.Киященко, А.Ф.Лосев, В.К.Скатерщиков и др.).

Эстетическое отношение к действительности позволяет детям проявлять творческую активность в любом виде деятельности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина, А.Н.Зимина, Т.С.Комарова, Б.Т.Лихачёв, Б.М.Неменский, В.А.Разумный и др.).

Во многих философских, психологических и социологических исследованиях рассматривается проблема развития творческой личности средствами искусства, которое имеет значительный развивающий и воспитывающий потенциал с широким спектром воздействия на сферу интеллекта, чувств и способностей человека (А.В.Антонова, Э.А.Верб, О.В.Дивненко, Б.Т.Лихачёв, А.А.Мелик-Пашаев, Ю.Х.Фохт-Бабушкин и др.).

Деревянное зодчество – обширная и наиболее древняя область архитектуры. И, благодаря специфике выразительных средств (простые геометрические формы, естественная фактура и текстура дерева, декоративная резьба и роспись) и своим особенностям (близость к окружающей среде, сооружения воспринимаются как неотъемлемая часть ландшафта, экологичность, гармония и красота), доступна для восприятия старших дошкольников (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Т.Н. Комарова).

Знакомясь с деревянными произведениями архитектуры родного края, ребенок знакомится с его историей, усваивает традиции своих предков, становится наследником богатейшей культуры (Л.М. Андрюхина, Э.Д. Днепров, В.М. Шадриков и др.).

Рассматривая возможности деревянной архитектуры родного города как эффективного средства развития художественного восприятия, анализируя психолого-педагогические исследования, методическую литературу, практику дошкольных образовательных учреждений, мы определили, что на сегодняшний день, не выявлены особенности восприятия произведений деревянной архитектуры у дошкольников и не определены условия его развития посредством ознакомления с деревянным зодчеством родного города.

А ведь деревянная архитектура это вид искусства, который, во-первых – является естественным культурным пространством, живя и изучая которое, ребенок познает самого себя, мир, себя в этом мире; во-вторых - деревянное зодчество это уникальный феномен, представляющий как материальную (жилище), так и духовную (дом как символ мироустройства) культуру, представляя их органичное единство.

Изображение удалено.

 

 

Фото 1. А. Князев, фотоальбом «Память Иркутска»

 

Решение проблемы составляет цель исследования. Выявить особенности художественного восприятия деревянной архитектуры старшими дошкольниками и определить условия его развития.

Объект исследования: Особенности художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста 

Предмет исследования: Развитие художественного восприятия произведений деревянного зодчества у детей шестого  года жизни.

Гипотеза: Особенности художественного восприятия произведений деревянной архитектуры детей старшего дошкольного возраста проявляются в понимании ребенком исторической и культурной ценности  произведений деревянной архитектуры, заложенных в символизме деревянной избы как смыслового контекста мироустройства предков.

Ознакомление с деревянным зодчеством  является средством развития художественного восприятия у старших дошкольников при условии широкого интерактивного использования в средовом пространстве детей объектов деревянного зодчества.

Методологической основой исследования  положение о развитии высших психических функций в процессе интериоризации культурно-исторического опыта (Выготский Л.С.), средовой обусловленности личности (Эльконин Д.Б., Кудрявцев В.В.), идеи В.В. Ванслова, В.В. Кандинского и др. о единых корнях синтеза искусств, определяющегося их генетической, морфологической и идейно-нравственной общностью; ведущие идеи и положения Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова, об искусстве как художественной форме отражения явлений окружающей действительности; идеи интегративно-деятельностного подхода в теории и методике эстетического воспитания В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Б.П. Юсова.

Практическое значение работы. В разработке и апробации содержания и методики развития художественного восприятия деревянного зодчества старшими дошкольниками, в подборе и адаптации диагностических методик по определению развития художественного восприятия у старших дошкольников, установлении связи выразительных средств деревянной архитектуры с образным замыслом, разработка и апробация программы по ознакомлению дошкольников с культурой родного города.

          Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить основные подходы к определению понятия восприятия. Так, М.В.Гамезо,  В.Г.Казаков, считает что  восприятие – это познавательный психологический процесс, в результате которого происходит отражение в сознании человека предметов и явлений  при их непосредственном  воздействии на органы чувств.

    С точки зрения А.Г. Маклакова, восприятие  – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

     Таким образом, под восприятием мы будем понимать - первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств.

Исследования А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.П.Зинченко, А.Г. Рузской по развитию восприятия показали, что развитие восприятия включает в себя два взаимосвязанных аспекта:

 1) формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов (существующих в культуре образцов таких свойств предметов, как цвет, форма, величина);

2) развитие и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.

Принято выделять три типа перцептивных действий:

1)  идентификация – обследование свойств предмета, полностью совпадающих с имеющимися эталонами.

2) приравнивание к эталону – использование образца-эталона для выявления и характеристики свойств предметов, отклоняющихся от этого образца, т.е. близких к нему, но не совпадающих с ним.

3) объединение элементов в целостный образ – предполагает соотнесение свойства обследуемого предмета не с одним эталоном, а с несколькими, построение его «эталонной модели».

Наиболее содержательным показателем уровня развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста является степень овладения такими перцептивными действиями, как приравнивание к эталону и перцептивное моделирование.

        Художественное восприятие раскрывается как высшая форма восприятия, как способность, появляющаяся в результате развития общей способности к восприятию (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов).

      Художественное восприятие - сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта, который движется от произведения в целом к идее, заложенной автором. Продуктом художественного восприятия становится «вторичный образ» и смысл, который совпадает или не совпадает с образом и идеей задуманными автором.

Художественное восприятие характеризуется:

  • целостностью (восприятия содержания и средства выразительности),
  • эмоциональной насыщенностью,
  • оценочным характером.

Компоненты развития художественного восприятия:

  •  «эмоциональная напряженность» восприятия как проявление предметности восприятия,
  •  ассоциативность восприятия как проявление эмоциональной целостности восприятия,
  •  «ритмическая напряженность» как проявление свойства структурности восприятия,
  • аконстантность или способность воспринимать мир в материале искусства как трансформация свойства константности восприятия,
  • осмысленность художественного восприятия как способность осмыслять бессознательные процессы на уровне сознания, наличие установки на осмысление формы и воплощение образа восприятия в материале искусства.

Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства, но он коренным образом отличается оттого, что принято называть восприятием в психологии.

         Изучению проблемы художественного восприятия в детском возрасте посвящены многочисленные исследования в области педагогики и психологии. Отечественные психологи Л.С.Выготский, Л.М.Гурович, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Т.А.Репина, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, П.М. Якобсон  в своих научных работах убедительно доказали, что детям дошкольного возраста доступно восприятие произведений искусства и их элементарная эстетическая оценка. С их точки зрения, дети способны воспринимать не только содержание произведений, но и средства выразительности. Причем,  восприятие художественного образа носит эмоционально насыщенный характер, ребенок, с присущей его возрасту непосредственностью, принимает участие в действиях героев, переживая их радости и печали. Аналогичная позиция по данному вопросу прослеживается и в педагогических исследованиях: Н.А.Ветлугиной, О.О.Дроновой, Н.М.Зубаревой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Л.М.Леушиной, Е.А.Флериной., Р.М.Чумичевой.

Отечественные психологи рассматривают художественное восприятие как результат развития личности. Не сразу воспринимает ребенок произведение искусства в качестве такового; на первых ступенях развития для ребенка характерно действенное, утилитарное отношение к нему (дети щупают, трогают изображение на картине, гладят его и т.п.). Однако зачатки художественного восприятия уже проявляются в дошкольном возрасте. Решающую роль в развитии этой человеческой способности психологи и педагоги отводят воспитанию и обучению.

Художественное восприятие  детей этого возраста: эмоционально, конкретно, целостно, непосредственно, образно.

Образная форма и доступные средства выразительности деревянной архитектуры являются платформой формирования художественного восприятия старших дошкольников.

Деревянная архитектура – это, прежде всего жилой дом, изба, жилище. Общепринято понимать под словом «дом» - строение для жилья, жилое строение. В словаре В. Даля это и крестьянская изба со всеми ухожами и хозяйством и княжеский дворец, и усадьба помещика.

Поскольку архитектура рассматривается не как механическая совокупность форм и конструкций, а как историко-социальное явление, то и само понятие «изба», «русская изба» как отмечает А.В. Ополовников,  включает не только архитектурно-конструктивные приемы строительства, но и образ жизни как систему эстетических и этических взглядов.

Дом, по определению архитекторов, основа архитектуры, свидетельство первых попыток человека своей волей выстроить отношения с миром: с климатом, ландшафтом, животными, позже – с другими людьми.

О. Шпенглер утверждал: «Дом – самое чистое выражение породы, которое вообще существует. Первоначальная форма дома всецело вырастает из органического чувства. Ее даже не создают. Она обладает такой же внутренней необходимостью, как раковина моллюска, как пчелиный улей, как птичьи гнезда… Достаточно сопоставить строй старосаксонского и римского дома, чтобы почувствовать, что душа этих людей и душа их дома – одно и то же».

Теоретический анализ ряда исследований показывает, что феномен дома в большинстве текстов культуры интерпретируется как некое миромоделирующее ядро, организующее начало, в котором сходятся существеннейшие показатели самоощущения человека в мире. Дом – точка кристаллизации в создании различных достижений цивилизации, символ самого человека, нашедшего свое прочное место во Вселенной (Г. Бидерман).

В мировом фольклоре жилище рассматривается как безопасное пространство, охраняемое духами предков и огражденное от внешнего мира, враждебного человеку. Подтверждение данного положения можно найти в работах В.Я. Проппа и Ю.М. Лотмана. Пропп вписывает дом в общее мифологическо-сказочное пространство, в рамках которого дом противостоит чужому пространству леса, а также он связан с ритуальными обрядами посвящения.  В интерпретации Проппа образ дома становится «средоточием» целого ряда архаико-мифологических представлений.

Дом как мифологему-образ рассматривает М. Петрова. Опираясь на исследования В. Проппа, Е. Мелетинского, исследователь определяет образ дома как один из самых устойчивых мифологем. Дом дает ощущение пристанища, крова, родового гнезда. У каждого есть, или, по крайней мере, должен быть свой дом. Дом помогает обитающему в нем существу быть самим собой. Дом – неотъемлемая часть нашего Я, и «его менять – не себя ли менять?».

Психоаналитики (З.Фрейд, Э. Фромм и др.) считают жилище средством самоидентификации личности: сознательно или интуитивно человек воплощает в окружении свой характер, благодаря чему по интерьеру можно судить о внутреннем мире его обитателя.

Дом как аллегория мирообустройства рассматривается в творчестве поэтов и писателей А. Ахматовой, Л. Гумилева, Б. Маламуда, В. Распутина, Л. Ладик и др.

По мнению историков, искусствоведов, дом – символ мироустроения: крыша – небо (мир богов), сруб – мир яви (окружающий мир человека), подпол – мир духов усопших предков. Резьба, которая является одним из средств выразительности деревянной архитектуры, служила нашим предкам на только как украшение, но и охраняла дом. Истолкование символов элементов орнамента рассказывает о традициях и обычаях наших предков.

Рассмотрим два примера.    

Славяне-язычник верили: окружающий их мир насыщен духами зла (упырями) и добра (Берегинями). Злую, поражающую человека силу, по их мнению, разносили не только упыри, но и навьи: души врагов, недоброжелателей, людей, которых покарала природа.

С хищным клекотом похожие на птиц навьи вылетали на зловещий промысел по ночам. В дождь, бурю, на злых ветрах врывались они в незащищенный дом, принося глад, мор и холод. Чтобы уберечься от них, нужно было оградить себя магической силой орнамента – этого своеобразного древнего заклинания, с помощью которого человек надеялся одолеть черные силы.

В дом навьи могли попасть прежде всего через сквозные проемы: окна, двери, калитки. Значит, и нужно было в первую очередь защитить эти уязвимые места. Вот почему щедрее других украшены они резьбой.

Зная корни языческого мировоззрения, нетрудно научится читать орнамент, украшающий деревянный дом. Наверху многих наличников можно увидеть солярные знаки солнца. Навьи были страшны в ночи, но они боялись первых лучей животворного светила, вот почему много наличников украшены развернутым веером хвостом петуха-павлина. Вспомним русские народные сказки: пропоет три раза петух на рассвете, и тут же сгинет нечистая сила. И солнце и петух издревле имели для человека очистительный, охраняющий смысл, поэтому и вырезали на ставнях «петунов» и «курушек».

Часто наличники и ставни украшали  резными звездами, ромашками, иногда и подсолнухами, за которыми прячутся все те же древние солярные знаки.

Изображение удалено.

Фото 2. А. Князев, фотоальбом «Памяти Иркутска»

 

Следующий пример: вот этот завиток.

Изображение удалено.

Фото 3. А. Князев, фотоальбом «Памяти Иркутска»

 

Крупное и гибкое растение напоминает женщину. Из головы ее растет «пшеничный колос», а сама голова по сравнению с другими частями тела очень меленькая. Зато очень крупно вырезаны у нее широкие бедра и большой «живот». Этот завиток символ Рожаницы. Если приглядеться, то мы увидим в «животе», как зеркальное, но уменьшенное отражение главного завитка, вырезан такой же, но поменьше – завязь, зародыш новой жизни. Великая богиня земли, неустанная Рожаница… Идея бесконечного весеннего обновления природы зашифрована в этом орнаменте, и неудивительно, что он дошел из глубины времен до наших дней, конечно, он не воспринимается теперь нами сознательно, но соприкасаясь с ним, ребенок интуитивно чувствует его посыл, находя в себе мужество, принять смерть как необходимое условие жизни.

Раскрытие смыслового контекста символов деревянного зодчества рассказывает о традициях и обычаях наших предков, знакомясь с которыми, ребенок знакомится и с собой и с миром, экологично и в пространстве безопасности присваивая культурно-исторический опыт человечества. Он понимает, что все в мире циклично, и уже есть опыт проживания аналогичных событий, присваивая который, ребенок личностно его преобразует.

Деревянное зодчество, на наш взгляд, является одним из интересных и доступных для дошкольников объектом наблюдений в условиях города Иркутска, богатого своим деревянным архитектурным наследием. Старинная жизнь Приангарья, сравниваемая Михаилом Михайловичем Сперанским, генерал-губернатором Сибири, с явью Святой Руси, продолжала свои архитектурные традиции даже в советские годы 20 столетия, вплоть до перевоплощения древних поселений в «ложе водохранилищ» Иркутской, Братской и Усть-илимской ГЭС.

В старшем дошкольном возрасте широко используется символизация эмоциональной жизни ребенка, в его играх, рисунках. Она способствует практическому освоению реального социального пространства. Можно сказать о знаково-символической деятельности, которая выступает в виде моделирования.

Затем у ребенка появляется возможность использовать экспериментирование в символической деятельности. В области эмоциональной жизни это может сказываться следующим образом: в процессе экспериментирования ребенок, оперируя заместителями (например, образами воображения), осуществляет трансформации, не обусловленные логикой реально замещаемых предметов.

Поэтому, раскрытие смыслового контекста символов деревянного зодчества не только доступно для восприятия и понимания  ребенком данного возраста, но и может выступать эффективным средством развития художественного восприятия и может широко использоваться в образовательном поле дошкольного учреждения.

         Современный человек,  стремящийся стать жителем мегаполиса, все чаще обращает свой взгляд в прошлое, дом мечты – деревянный, отдельно стоящий на земле, узорчатый, глядя на который «отдыхает глаз» живя в котором, человек «отдыхает душой», в котором он чувствует себя защищенным и в среде которого может черпать силы для восстановления после житейских бурь и для новых свершений. Дом, в котором индивидуализировано коллективное прошлое, проявляется настоящее, формируется будущее.

Косвенным подтверждением подобного утверждения могут служить результаты  проведенного экспресс-обследования: детям седьмого года жизни было предложено изобразить дом, в котором он хотел бы жить: 83% детей изобразили деревянные дома.  

Деревянные произведения архитектуры раскрывают богатство культуры народа нашего края, помогают усвоить нравы, обычаи, учат понимать и любить прекрасное.

На основе вышеизложенного мы считаем, что деревянная архитектура родного города является мощным средством развития художественного восприятия, духовно-нравственного потенциала личности ребенка и должна активно использоваться в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения.

Изображение удалено.

Фото 4. А. Князев, фотоальбом «Памяти Иркутска»

А пока наше общее, нарастающее как снежный ком, невежество деформирует наше национальное сознание. Постепенно год за годом приучились мы презирать то, что составляет основу нашего самоуважения, национального достоинства, а это такая благоприятная среда для навий, которые сеют в наших сердцах и сердцах наших детей тревоги и страхи, заставляя противостоять нас миру и самим себе, искажая представления о красоте и гармонии.

Изображение удалено.

Фото 5. Художественный фотоколлаж В.Н. Бешнова «Уходящая старина»

 

Автор статьи: Смирнова Светлана Сергеевна