Причины возникновения компьютерной зависимости у ребенка и ее признаки

        Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей.

         В последнее время участились случаи обращения родителей к специалистам по поводу агрессивности детей, их подавленного настроения, повышенной тревожности. В процессе изучения проблем данных семей М.И. Буянов, И.М. Иовчук, В.Г. Петрова выявляют причины такого отклоняющегося поведения – это новый вид зависимости – компьютерный.

         Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют данный подвид аддиктивного поведения как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

         Американские исследователи, М. Коул, Ш. Текл, изучавшие в 90-е годы влияние компьютерных игр на детей, назвали электронные игры – «воспитателями, не имеющими себе равных».

         Й. Хейзинг, характеризует компьютерную игру как деятельность, для которой в большинстве случаев характерна изолированность, если игра не является сетевой. Компьютерная игра, так же как и обычная, не является самостоятельной реальностью, играющий осознает нереальность происходящего (пока речь идет о сохранности психического здоровья). Игра ограничивается местом, пространством и временем. В этом моменте компьютерная игра несколько отличается от традиционной, так как широкие визуальные возможности игры делают ее пространство продуктом умственной деятельности не игрока, а разработчика, который придумывает правила игры. Место игры постепенно утрачивает свое значение. Время игры имеет сходное значение со временем в традиционной игре. В компьютерной игре также обязательно соблюдение правил, что заложено в ее алгоритм.

         Чрезмерное увлечение ребенком компьютерными играми таит в себе серьезные опасности и может привлечь к весьма печальным последствиям не только для физического здоровья ребенка (нарушения зрения, дефицит движений, испорченная осанка и т.д.), но и для его психического здоровья.

         По данным исследования Е.О. Смирновой, компьютерные игры можно вводить только после того, как ребенок освоил традиционные виды деятельности – рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное – когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) и научиться отличать игру от реальности.

         Т. Оранж доказала, что многие компьютерные игры не требуют от детей терпения и воли, необходимых для серьезных интеллектуальных занятий. Они вырабатывают привычку к бездумности и легкому достижению цели. У детей дошкольного возраста, безусловно, вырабатывается быстрота реакций, но при этом теряется способность к сосредоточенности, необходимой для учебы.

         Исследования Л.А. Леонтьевой показали, что постоянное и длительное общение с компьютером ограничивает интеллектуальную активность, приучая действовать по определенному образцу, алгоритму и закрепляя шаблонность мышления.

          В своем исследовании В.Н. Сонькин отмечает, что компьютерная зависимость (как и любая другая) – форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь – это идеальный выход.

         Таким образом, мы можем констатировать, что компьютерная зависимость – это фактически информационная зависимость, результат воздействия на подсознание. Такое воздействие сложнее идентифицировать и оценить его масштабы. Трудно определить понятие «доза», сколько времени нужно играть на компьютере.

   Специалисты московского Центра виртуалистики при Институте человека РАН определили: до 7 лет (когда ребенок сильнее идентифицирует себя с образом, и у мозга нет защитных механизмов и способности быстро «возвращаться» в реальность) работать с искусственным разумом можно ежедневно не более 20 минут. Но это усредненные данные, их надо корректировать с учетом особенностей конкретного ребенка.

          В настоящее время, анализируя работы  А.В. Гоголевой, Е.В. Змановской, М.Н. Иовчук, Е.О. Смирновой, представляется возможным выделить некоторые предрасполагающие факторы, создающие повышенный риск развития этой формы аддиктивного поведения. К ним относятся неправильное воспитание в семье, включая его различные варианты: недостаточную или гипер- опеку, непостоянство и не прогнозируемость отношений, чрезмерную требовательность, сочетаемую с жестокостью, противоречия в системе воспитания родителей.

          Большое значение имеют участие в играх родителей, знакомых, частые игры в домашней обстановке на глазах у ребенка. Имеются данные о том, что благоприятную почву для развития компьютерной зависимости создает "вещизм", переоценка значения материальных благ, фиксируется внимание в семье на финансовые возможности и затруднения, зависть к более богатым родственникам или знакомым, убеждение в том, что все проблемы в жизни связаны только с отсутствием денег.

         Таким образом, дети, обозначающиеся как дети «группы-риска» - это дети, находящиеся в критической ситуации или неблагоприятных условиях для жизни и развития, испытывающие те или иные виды депривации и дезадаптации, проявляющиеся различные формы отклоняющего поведения, в случае компьютерной зависимости, проявляющиеся в:

- чрезмерном интересе к компьютерным играм, как следствие увеличение количества времени, проводимого за компьютером, нежелание отвлечься от компьютерных игр;

- уходе от участия в делах, которые ранее были интересны ребенку;

- раздражительности при вынужденном отвлечении от компьютерных игр;

- агрессивности, повышенной тревожности;

- игнорировании своих родителей (родственников).

 

Авторы статьи: С.С. Смирнова, А.А. Мажитова